anggva_ubervald (anggva_ubervald) wrote,
anggva_ubervald
anggva_ubervald

Ancient Cures, Charms, and Usages of Ireland - часть 1

Прошлой осенью я зашла в университетскую библиотеку и наткнулась на полку с книгами по различной мифологии, в том числе ирландской, которую я нежно люблю. Времени у меня тогда было не очень много, поэтому я схватила с полки первую попавшуюся книгу, Ancient Cures, Charms, and Usages of Ireland за авторством Lady Wilde - и не пожалела.
Я уже упоминала в одном из апрельских постов некоторые моменты из книги, которые произвели на меня впечатление. Но в тот пост все не влезло, поэтому я продолжу тут.

Начать стоит с личности автора книги. Джейн Франческа Уайльд, она же Сперанза - поэтесса, ирландская националистка и мать Оскара Уайльда. Была знаменита своими стихами за независимость Ирландии, а также тем, что была одной из первых защитниц женских прав (в частности, права на образование). Её муж, Вильям Уайльд, был врачом и весьма обеспеченным человеком, но после его смерти выяснилось, что его состояние вовсе не такое большое, в результате чего леди Уайльд оказалась стеснена в средствах и переехала в Лондон, где и провела остаток жизни. Именно в Лондоне была написана и опубликована книга Ancient Cures, Charms, and Usages of Ireland.
Когда я начинала читать книгу, то мало что знала об авторе, поэтому была несколько шокирована последней частью книги, а именно рассуждениями об ирландцах и Америке. Последняя глава книги, The American Irish - это эссе о том, как неплохо было бы Америке не только приютить всех ирландцев (которые и так туда массово уезжали в силу нестабильной экономической ситуации и угнетения со стороны англичан), но и активно вступиться за них, и всех спасти от угнетения. При этом приводится подробная хронология того, что происходило в Ирландии начиная с XVII и заканчивая XIX веком. Идея в принципе довольно интересная, но исходя из своих отрывочных знаний об истории и политике того времени, я не думаю, что это было бы возможно реально осуществить. Но с другой стороны, леди Уайлд в молодости была активным членом движения “Молодая Ирландия”, и эту экспрессивность в рассуждениях об освобождении вполне можно понять.
С другой стороны, читая её изложение ирландских мифов и поверий, я невольно сравнивала их с The Celtic Twilight Йейтса, опубликованной тремя годами позже. И если Йейтс пишет о тех же самых легендах, пересказанных ему теми же самыми ирландскими крестьянами, с точки зрения человека, находящегося внутри этой культуры, то леди Уайльд пишет как бы свысока. То есть у неё много характерных фраз, указывающих на то, что вот эти поверья и истории, они существуют именно у простых людей, и отделяющие автора от тех, про кого она пишет, вроде “many a wild tale is told by the peasants”; “popular superstitions and usages of the people” и так далее. Причем мне это отделение автора от народа довольно сильно бросилось в глаза. У Йейтса же больше повестование в духе “один крестьянин мне рассказал”, то есть видно, что человек пошел и сам с кем-то поговорил и активно признал, что он тоже часть этой культуры. Но это больше моё субъективное впечатление, так как я при чтении обоих книг я не ставила себе цель проанализировать взаимоотношения автора с народом.
В целом же Ancient Cures, Charms, and Usages of Ireland - замечательная книга, где собраны самые разнообразные ирландские мифы, поверья и обычаи. Так как этот пост разросся до абсолютно неприличных размеров, то об интересных и необычных, на мой взгляд, мифах из книги я расскажу в следующем
Tags: кельты, книги, мифология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments